Необходимо, но недостаточно
Исаев Никита Олегович
Председатель совета директоров Prime Group, президент страхового холдинга Prime Insurance до 31.12.2006 г.
|
Запрет на перестрахование имущественных рисков компаниями с лицензиями на страхование жизни, введенный 17 января 2004 г., застал многих страховщиков врасплох. Однако 17 марта Госдума приняла в первом чтении поправку, приостанавливающую этот запрет до 31 декабря 2004 г. Снимет ли эта поправка все проблемы в сфере перестрахования, появившиеся после вступления в силу нового закона об организации страхового дела?
Запрет логически связан с требованием закона о разделении компаний по сферам деятельности, которое должно завершиться к 1 июля 2007 года. Именно поэтому введение запрета с 17 января 2004 г., когда вступил в силу новый закон о страховом деле, все же оказалось для многих неожиданным - несмотря на то, что все пристально наблюдали за подготовкой закона.
Это вызвало на рынке дискуссию о том, является ли случившееся следствием технической ошибки, или же в дестабилизации работы большинства страховых компаний есть чей-то интерес. Правда, пока явного подтверждения того, что кто-либо извлекает выгоду из сложившейся ситуации, не заметно. В пользу версии об ошибке свидетельствует и то, что Госдума уже рассматривает предложенную президентом Всероссийского союза страховщиков поправку к закону, согласно которой действие обсуждаемого запрета приостанавливается до 31 декабря 2004 г.
Другой вопрос - сможет ли эта отсрочка что-либо существенно изменить? Иными словами, достаточно ли будет оставшегося времени для полного приведения деятельности страховых компаний, желающих заниматься перестрахованием, в соответствие с требованиями закона?
На мой взгляд, это возможно только при серьезном подходе к этой проблеме со стороны регулирующего органа. Не следует забывать о том, что, согласно новой редакции закона, перестрахование подпадает под лицензирование. Действующие же порядок и условия лицензирования не соответствуют новому закону в части лицензирования перестраховочной деятельности. Поэтому вопрос о порядке получения таких лицензий остается открытым.
Стоит отметить, что после вступления нового закона в силу прошло уже почти 3 месяца, а соответствующие документы, равно как и порядок отказа от лицензии на страхование жизни, Минфин еще не обнародовал. И в ближайшее время, видимо, ожидать появления этих нормативных актов не стоит. Таким образом, если Минфин и в будущем проявит подобную медлительность, принятие поправки о приостановлении запрета может оказаться мерой необходимой, но недостаточной.